Сб. Апр 20th, 2024

«Соллерс» теряет управление японцами. Блокпакет в СП по выпуску Isuzu получит Sojitz

В этом году контроль в СП Ford Sollers уже перешел к Ford, российская компания прекратила сотрудничество с Toyota и Mitsui по сборке Toyota Land Cruiser Prado, а в СП с Mazda потеряла право на таможенные льготы. На рынке полагают, что в целом бизнес-схема таких партнерств была прибыльна лишь в рамках соглашений о промсборке. Теперь же их срок действия истекает, и «Соллерс» вынужден концентрироваться на своем основном активе — УАЗе.

Вчера Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила покупку японской торгово-промышленной корпорацией Sojitz Corp. 21% акций ЗАО «Соллерс-Исузу» — СП «Соллерс» и Isuzu по производству грузовиков. В результате сделки Sojitz, уже владевшая 5% в СП, нарастит долю до 26%. В ФАС «Ъ» пояснили, что Sojitz покупает акции у «Соллерса», доля которого станет ниже контрольной — 45%. В «Соллерсе» отказались от комментариев, в Isuzu не смогли оперативно предоставить комментарий по сделке. Источник «Ъ», знакомый с ситуацией, говорит, что «Соллерс» «в перспективе может полностью выйти из СП и отойти от развития бренда Isuzu в России, перестав заниматься и его дистрибуцией».

«Соллерс-Исузу» выпускает грузовики Isuzu на мощностях «Соллерса» в Ульяновске. По данным СПАРК на сентябрь 2014 года, в СП 66% принадлежало «Соллерсу», 29% — Isuzu Motors Limited и 5% — Sojitz Corp. В 2014 году выручка СП от продаж составила 3,67 млрд руб., чистая прибыль — 225 млн руб. Данные Ассоциации европейского бизнеса не отражают всего объема продаж бренда Isuzu в РФ. В 2015 году СП, по собственным данным, планировало выпустить порядка 2,5 тыс. грузовиков, в российском представительстве Isuzu уверяют, что в итоге «от плана не очень сильно отклонились».

Прекращение сотрудничества Isuzu с «Соллерсом», по мнению участников рынка, ожидаемо. С 2012 года машины Isuzu выпускались на УАЗе в рамках соглашения о промсборке, компоненты для них ввозились с таможенными льготами (пошлины 0-5% против 15% без льгот). Но это соглашение, подписанное по «старым» правилам (уровень локализации в 30%, объемы выпуска — не менее 25 тыс. автомобилей в год), по данным Минэкономики, истекло в феврале. При этом в сентябре Isuzu в партнерстве с Itochu подписала меморандум о сотрудничестве с группой ГАЗ Олега Дерипаски. Согласно документу, Isuzu может рассмотреть возможность организации контрактной сборки своих моделей на мощностях Горьковского автозавода. До конца года компании собирались определиться с «конкретными шагами в реализуемых проектах», отмечал глава группы ГАЗ Вадим Сорокин.

При этом за последний год структура бизнеса «Соллерса» в целом сильно поменялась. В апреле «Соллерс» потерял контроль в СП с Ford, при этом в перспективе и вовсе может выйти из него. В августе было прекращено соглашение о сотрудничестве с японскими Toyota и Mitsui по сборке Toyota Land Cruiser Prado. В Toyota отмечали «экономическую нецелесообразность» проекта, а эксперты уже тогда считали, что другие сборочные СП «Соллерса» тоже в зоне риска. В октябре стало известно (см. «Ъ» от 1 октября), что СП «Мазда-Соллерс» лишилось таможенных льгот, поскольку не локализовало производство до нужного уровня. Источники «Ъ» в отрасли отмечают, что завершение «Соллерсом» и его партнерами проектов, связанных с промсборкой, сейчас логично: «На взгляд иностранных инвесторов, проекты СП, в особенности по правилам старой промсборки, являлись краткосрочными, несмотря на первоначальную идею привлечения производителя всерьез и надолго». Наибольший эффект они имели «лишь в период действия таможенных льгот, а инвестировать дальше в хронически падающий рынок, особенно в сегменте коммерческого транспорта — довольно опрометчиво»,— считают собеседники «Ъ».

Независимый эксперт Сергей Литвиненко замечает тенденцию к фокусировке «Соллерса» на основном бизнесе — УАЗе (например, там планируется запустить производство массовых автомобилей проекта «Кортеж»), при этом компания минимизирует свое вовлечение в совместные проекты. Между тем последние действия японских производителей (например, реструктуризация бизнеса Honda и Mazda) говорят о том, что многие из них занимают консервативную и выжидательную позицию относительно инвестиций в российский рынок, считает господин Литвиненко.

Яна Циноева

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2872059