Чт. Мар 28th, 2024

Ульяновская промышленность достигла дна

Разговор оказался честным, руководители крупнейших ульяновских предприятий не сдерживали эмоций, делясь своими проблемами. Говорили о том, о чем власти и так знают, но почему-то предпочитают молчать, предлагая взамен свои «версии» и цифры в экономике. Представители регионального правительства на встрече с ОНФ чувствовали себя явно не в своей тарелке.

Член регионального штаба ОНФ, исполнительный директор регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Ульяновской области» Евгений Гамазин подчеркнул, что для решения вопроса импортозамещения нужна программа развития промышленности с четкими целями, задачами и планом реализации.

— Основная проблема на сегодняшний день состоит в том, что государство не заинтересовано в развитии промышленности, и надо прямо это сказать, — заявил г-н Гамазин. — Если бы оно было заинтересовано в развитии, то поступало бы немножко по-другому. Практика показывает, что руководители нам рассказывают, как у нас все хорошо. Реальность такова. Я общаюсь с экспертным составом и УлГУ и УлГТУ, они мне объясняют, что сейчас идет защита диплома. А половина ребят имеют еще задолженность за 4 года. Когда такое было, чтобы идти на защиту диплома, имея долги за прошлый и позапрошлые годы? А таких сегодня 40% выпускников! Уровень образования упал ниже плинтуса. Наверное, рабочие у предпринимателя, которых их готовит у себя, будут иметь квалификацию выше на голову, чем у любого выпускника ВУЗа. Весь научный парк в техникумах, профтехучилищах устаревший, современные станки туда не поступают, потому что среднеобразовательные учреждения купить такой станок не могут. И обучают их на ЗИСе, ДИПах, представляете, да? Это когда еще мы учились. Однако людей готовят. Станкостроение — это основа производства. Без станка не будет ничего остального. Какие детали, какие станки наш УЗТС делал! Сейчас этого ничего уже нет.

#video=RuYHaRIjyos#

#video=P22UjVTn2c8#

#video=RfQOyDskznk#

Мы здесь сегодня пытаемся определить истинную причину, которая мешает развитию производительности, — заявил президент Ульяновской торгово-промышленной палаты Юрий Рогов. — Все остальное – воспитание, образование, все другое – это все подпорки к тому, что называется производительными силами. Если будет развиваться производство – будет и все остальное. Учить будем, и любить будем, и воспитывать будем. Все будет. И социальную сферу поднимем. Но сегодня наша промышленность вся без исключения развиваться не может по одной простой причине. Многие здесь сидят, кончали наш плановый институт, я его тоже закончил в молодости. Разве может быть ставка кредитования банка больше минимального уровня рентабельности? В любом обществе. То ли капиталистическом, то ли социалистическом. Минимальный уровень рентабельности должен быть 10%. Если меньше, то развития нет, производства нет. Сегодня ставка рефинансирования банка пляшет. Производственники получают кредиты под 25-30% годовых. Какой здесь уровень рентабельности? Какое развитие производства? Одно совещание прошло, начинается другое..

Все говорили, что надо делать по сто раз. Нужно решить систему кредитования производства России. Нормальная система кредитования, при которой может развиваться производство, это 2-5% при долгосрочном кредитовании, до 8% – при краткосрочном.

Сегодня, когда мы говорим, что мы должны обойти санкции, заняться импортозамещением, мы должны определиться, что государству надо и в каком количестве. Мы имеем полную базу чего, сколько, в каком объеме по какой цене завозится в Ульяновскую область и в Россию. Руководителям предприятий должны сказать: вот что завозят, вот товарные номенклатуры, вот кто завозит, вы произведите это изделие.

Процентов 40-60 этих изделий мы можем у себя произвести. Только тогда программа импортозамещения заработает. И субсидировать надо нашего местного производителя. Сегодня система субсидирования не построена на том, чтобы развивать производство. Она построена на том, чтобы выполнить какую-то целевую программу. Возьмите сельское хозяйство. Позавчера разговаривали. Есть крупные холдинги. Имеют по 100-200 тыс. га. В этих холдингах 15 человек работают приезжих вахтовиков. Технику пригнали. Посеяли зерновые и все на этом разбежались. Да, зерновых мы производим много, но теперь после них солома не остается. Скот жителям села держать негде, им негде работать. А вот такие производства, как Лаврушин Николай Иванович, получается, они пасынки. А субсидированные средства определены правительством. Допустим 300 млрд. руб. Из них три десятка холдингов больших заберут 250 млрд. А 50 млрд. на всех остальных мелочных сельхозпроизводителей. Вот что получается.

#video=4JxbQjCKfFs#

— Сколько фонд развития промышленности составляет в Ульяновской области?

— Озвучили, что он будет 50 млн. рублей, но пока этих денег нет.

— Он будет 50 не потому, что Ульяновская область плохая, а потому что ресурсов нет и денег в области нет. Ресурсы все там, в Москве, солидные. А почему нет в Ульяновской области? Вопрос.

#video=3jbCZhx7igk#

В последние годы – эти 20 лет — мы, производственники, работаем не благодаря, а вопреки, — заявила директор ЗАО «Фирма «Русь» Зинаида Измайлова. — Мы пытаемся грести и плыть против страшного течения, понимаете? На сколько у нас еще хватит сил? Многих унесло течением и разбило о скалы. Ничего не осталось. В Ульяновской области осталось множество заброшенных предприятий. На мой взгляд, сегодня мы пришли ко дну падения нашего отношения к промышленности. Вы знаете, я слушала внимательно общение нашего президента со страной, потом отчет Медведева перед Госдумой. Мы со своим коллективом порассуждали, и мне кажется, что этот кризис, когда наша страна оказалась в изоляции, прочистит многим мозги. Многих это отрезвит, и они поймут, что нельзя стране зависеть от импортных поставок. Ни по продовольствию, ни по текстилю, нужно все выпускать свое.

#video=4oUzab-1sRM#

Если есть спрос – все будет. Будут станки, будут технологии, будут люди, будет все замечательно. Хочу рассказать вам пример, что касается наших торговых сетей. Что нам мешает поступать, как это делают белорусы? Давайте поставим им задачу, чтобы они 80% выкладки имели товары российского производства. Почему нет? Мы на своей земле. Белорусы так. Я приезжаю в Минск – ЦУМ. Весь первый этаж — все продукция их фабрик. А у нас где? Вообще в оборот не пускают.

#video=9_2woRL-M5U#

По мнению г-жи Измайловой, необходимо снизить тарифы на газ, энергию и воду для предприятий и прекратить менять правила в части налоговой нагрузки. «Это просто издевательство! Я имею в виду монополистов: газ, энергия, вода, — заявила Зинаида Алексеевна. — Мы Путину пишем. Кстати, самый членораздельный ответ мы получили, именно обратившись на сайт Путина. Удавили уже этими тарифами всех — и население, и промышленность. И еще, что касается налоговой нагрузки. Власти должны прекратить «играть». Хоть бы заморозили свои налоговые реформы и ничего не делали лет пять. Это очень тяжело, когда постоянно меняются правила игры.

#video=aBz3ZuMErKk#

«Мы тут со своим соседом просчитали затраты ГАЗпрома на футбольные расходы. Оказывается, если бы ГАЗпром их убрал – то должен был бы подарить мне в год 300$. И так каждому россиянину, — парировал Юрий Рогов.

#video=Gi1chsgrEdY#

— Хотел бы вернуться к мысли, что мы, наша ульяновская промышленность дошла до дна. Это действительно так, — подключился к разговору председатель региональной ревизионной комиссии ОНФ, Герой России, доверенное лицо президента РФ Путина Олег Лобунец. — Мы недавно были на фабрике «Иштекс». Видели, в каком состоянии она находится сегодня. 20 лет назад это было огромное предприятие, которое работало в три смены. Туда стояли огромные очереди машин, которые пытались сдать сырье. На сегодняшний день предприятие обанкрочено, все разрушено. Те люди, которые остались жить якобы в общежитии, непонятном там, в непонятных условиях и собственники, которые владеют этим предприятием – их много, но никто за здание, оставшееся после «Иштекса», не отвечает.

Мы говорим, что дошли до дна. Но ведь предприятия в нашем регионе как разрушались, так и разрушаются. И это происходит на наших глазах, и зачастую происходит при участии власти. Мы говорили о машиностроительстве, о станкостроительстве. К нам зашла немецкая компания ДМГ Море, которая строит завод по выпуску станков… А мы свое предприятие УЗСТ убили и подарили иностранным этот рынок, потому что они пришли как инвесторы и построили. Почему мы свои-то не строим и не поддерживаем?

Те люди, которые владеют этими заводами и пароходами, они в свою очередь тоже должны нести ответственность за то, что если они взяли предприятие, то должны его развивать. Как бы это ни было печально, но предприятие должно существовать. Ваше же существует предприятие, Зинаида Алексеевна, — обратился он к Измайловой. — Я помню, как мы за него боролись.

— Это очень тяжело, сохранять, — подтвердила Измайлова.

— Тогда же тоже при помощи власти все это происходило, попытки обанкротить и передать…. Я помню, как Пинков приезжал на предприятие, пытался его обанкротить, чтобы завести туда других инвесторов. Ладно, отстояли тогда, но это единица, благо, предприятие и сегодня работает.

— Да, страшно было тогда, не все получилось отстоять. Ведь им тогда все-таки 4 млрд. удалось вывезти в Чебоксары!

— А выводятся куда эти деньги? В оффшоры, — продолжал Лобунец. — А мы говорим, у нас нету денег. У нас предприятия, которые заходят, они уже с регистрацией на Кипре. Работают в Ульяновской области, они платят куда налоги? В Ульяновскую область? Чтобы изменит эту ситуацию, нужно, во-первых, если они хотят работать, то должны находиться на территории России. У нас механический завод, который платил налоги в Ульяновскую область, вынужден был уйти платить налоги в Московской области.

Что касается других заводов. Какой не возьмем – УАЗ, УЗТС, Радиоламповый, Комета — из них сделали торговые центры. Торговые центры не зарабатывают денег для государства, а люди, которые ходят в торговые центры, должны заработать эти деньги на заводе. У нас в Ульяновске торговые центры растут как грибы на каждом углу. Как завод – так перспектива торгового центра. Моторный завод, я так понимаю, тоже в перспективе большой торговый центр? Посмотрим, время покажет. У нас ничего не изменится, пока собственники не начнут отвечать за то, что они когда заимели всеми правдами-неправдами. Кто купил, кто при приватизации это получил, а на сегодняшний день просто пытается получить выгоду и вывести капитал за границу.

#video=NC5kkhElg9Y#

Все предложения, которые были высказаны в ходе круглого стола в Ульяновске, будут озвучены на промышленной конференции «Страна живет, когда работают заводы», которую Общероссийский народный фронт проведет при участии «Деловой России», «Опоры России», Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палаты (ТПП) России и Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР).

Ирина Казакова, Алексей Шувалов