Вт. Май 11th, 2021

В Музее Победы можно увидеть редкое полотно Аркадия Пластова

Правдивость образов здесь связана не только с мастерством творцов, но и еще с тем, что большая часть художников были непосредственными очевидцами или участниками войны. Один из таких художников военного лихолетья – классик советского искусства Аркадий Пластов, редко экспонируемую картину которого «Партизан-связной» можно наблюдать сейчас на выставке в Музее Победы.

Фото:

Эту небольшую картину, скромно расположившуюся в одном из залов выставки, можно просто не заметить. На ней парнишка лет двенадцати, но уже серьезного, взрослого вида, с автоматом в руках ждет кого-то в березовой роще. И сам герой юн, и зеленые проталины шепчут лесу о приходе весны, но нельзя, видимо, покинуть пост и отозваться на призыв жизни – не кончилась еще война, которая скрывается и на этой кажущейся мирной картине. Вот какое-то зарево ложится на стволы берез, привлекая внимание героя: солнце ли это заходит или горит немецкий склад, хозяева которого уже рыщут поблизости?

Картина называется «Партизан-связной», и это мало известное детище классика советской живописи Аркадия Пластова. Аркадий Александрович родился в 1893 году в селе Прислониха Симбирской губернии (ныне Ульяновская область) в семье иконописцев. С детства национальная культура, атмосфера крестьянского быта и красоты родной природы запали в душу художника, отразившись затем на его полотнах. Переплетение народной тематики и чарующих растительных фонов можно найти на таких известных картинах живописца как «Сенокос», «Родник» и других. Художник видел красоту и внутреннюю силу в простых деревенских жителях и относился к ним с уважением и любовью.

Великая Отечественная война взорвала мирную жизнь в стране, вторгнувшись и в деревенские идиллии Пластова. На самой известной картине художника «Фашист пролетел» спокойный пейзаж среднерусского поля перекликается со страшным преступлением захватчика, убившего беззащитного ребенка-пастушка. Пронзительное полотно было повешено в ноябре 1943 года в зале советского посольства в Тегеране, где проходило совещание Сталина, Рузвельта и Черчилля об открытии Второго фронта.

Близкие Пластову мотивы воплотились и на нашей картине «Партизан-связной», которую можно назвать духовной наследницей полотна «Фашист пролетел». Опять ребенок и вновь – природа, но на этот раз нет обнаженной беззащитности: вооруженный паренек и алеющая природа словно пропитались духом лихолетья, и несдобровать врагу, который сунется в этот партизанский лес. Картина легко встает недостающим паззлом в ряд более известных работ живописца и демонстрирует зрителю талант своего творца, создавшего мастерскую зарисовку из жизни борцов за Победу. Познакомиться с неизвестным Пластовым можно будет до самого закрытия выставки «Живая летопись войны», которое произойдет 21 января 2018 года.