Вс. Май 19th, 2024

Губернатор Ульяновской области посадит чиновников на детектор лжи

Соответствующее постановление № 32 от 16.03.2017 подписал глава Ульяновской области Сергей Морозов.

Процедуре подвергнутся, прежде всего, кандидаты на высокие посты при назначении и с периодичностью раз в 3-5 лет действующие члены команды. В постановлении также говорится, что проведение ПФТ будет осуществляться не только в отношении высших должностных лиц, но и отдельных должностей, не являющихся госслужбой. От прохождения исследования могут отказаться либо по медицинским показателям — если чиновник находится в психическом истощении, беременные и те, кто менее 48 часов назад употреблял алкоголь, наркотики (!!!) и другие психотропные вещества.

Проверять будут на предмет коррупции, наличии связей с преступными сообществами, участие в экстремистских объединениях и злоупотребление служебным положение, то есть неполный, но основной спектр деятельности команды Морозова, где если не каждый первый, то каждый второй может быть замешан в какой-нибудь темной схеме по отмыванию бюджетных средств. Чего уж говорить про связи с преступным сообществом, когда некоторые из чиновников регионального уровня регулярно встречаются с известными и авторитетными в криминальных кругах лицами и решают общие вопросы.

Напомним, впервые инициатива ввести тестирование чиновников с помощью полиграфа пришла в голову Сергею Морозову в 2013 году. Тогда он издал соответствующее распоряжение, согласно которому чиновники должны были пройти такую экзотическую проверку на наличие склонности к коррупции. Однако ввиду того, что за реализацию проекта взялась тогдашний руководитель аппарата Светлана Опенышева, инициатива Морозова затерялась, как и все остальные курируемые чиновницей направления, включая 3Д Гис.

В России пока что известен только один случай применения полиграфа в чиновничьих кругах — в республике Ингушетия. В 2015 году, по результатам тестирования ПФТ, президент Юнус-Бек Евкуров уволил завалившего проверку председателя республиканского комитета по делам молодежи Зураба Мальсагова. Контролю на полиграфе подверглись практически все руководители республики. При этом сам Евкуров проходил тест первым в прямом эфире телеканала НТВ.

Губернатор Морозов, конечно, проходить проверку на полиграфе в присутствии независимой прессы вряд ли согласится. Слишком много в его биографии темных пятен, сомнительных знакомств и сделок.

«Если данное Постановление рассматривать как дополнительное требование к государственному служащему, то это наверняка не соответствует федеральному закону, – комментирует адвокат Дмитрий Бодров. — Если в федеральном законодательстве нет дополнительных требований, то тогда можно проводить ПФТ только с согласия человека. В некоторых компаниях при приеме на работу проводят данное исследование, а если человек отказывается, то его не принимают. Честно говоря, ничего плохого в этом не вижу. Современные методики полиграфа достаточно эффективны. У нас в городе есть несколько организаций, которые сертифицированы соответствующим образом. Полиграф – это очень сложная штука на самом деле. Много разных методик существует. При этом полиграф обмануть можно, но для этого нужно обладать специфичными знаниями. В целом я одобряю данную инициативу, но тогда неплохо было бы увидеть опубликованную в открытом доступе статистическую информацию о прошедших и не прошедших ПФТ лицах».

Не исключено, что инициатива Морозова — это очередной рядовой случай самопиара, поскольку в самом постановлении указано, что тестируемое лицо вправе в любое время отказаться от прохождения ПФТ. Тут же отмечено, что отказ человека от прохождения ПФТ не рассматривается как подтверждение наличия фактов предоставления недостоверных сведений или обмана со стороны тестируемого.

Хотя при введение новых правил тестирование на полиграфе может оказаться своеобразным инструментом административного давления. Если к процедуре добавить послушного полиграфолога, то на выходе можно получить абсолютно любое заключение и доказать, что оно было подтасовано, невозможно. Даже если при повторном исследовании в другом месте результаты окажутся иными, то это всегда можно списать на психофизиологическое состояние исследуемого в момент процедуры.

Вообще, конечно, трудно поверить в то, что сам губернатор Морозов якобы не осведомлен о коррупционных схемах своих подчиненных. Взять хотя бы г-жу Сидоранову из Фонда модернизации ЖКК. Или главу Ульяновска г-на Гаева на эту должность поставили без оглядки на коррупционную составляющую? Наверняка тест будет провален замгубернатора Александром Чепухиным, Андреем Тюриным, директором регионального департамента госимущества Сергеем Мишиным, абсолютным большинством глав муниципальных образований… Неплохо было бы подвергнуть, следуя логике и имеющему место прецеденту с экс-вице спикером ЗСО Алсу Балакишиевой, и всех народных избранников. Про сенатора Вадима Харлова не забыть, включив в обязательном порядке вопросы про автодром и «ушедшую» в неизвестном направлении городскую недвижимость. Этот список можно продолжать, хотя вряд ли кто-то из чиновников и госслужащих потеряет свое кресло.

Согласно постановлению, результаты прохождения чиновников на полиграфе будут засекречены и лягут на стол только лично губернатору Морозову и первому заместителю Губернатора. Не исключено, что результаты могут стать инструментом только в отношении неугодных или стать причиной для отказа в приеме на работу, хотя последнее всегда можно будет опротестовать через суд.

Социологи провели независимое исследование персонала компаний и обнародовали следующие результаты: 10% персонала постоянно причастны к фальсификациям, махинациям, кражам, хищениям и недостачам на предприятиях. 80% персонала становятся участниками махинаций и хищений при наступлении благоприятных условий, и всего лишь 10% персонала никогда не идут на преступление на рабочем месте. Что уж говорить о чиновниках и госслужащих, тем более высокопоставленных. Не стоит исключать, что после их проверки на полиграфе результаты окажутся еще более шокирующими. Но ульяновцы об этом вряд ли когда узнают.

Егор Денисов