Не прошло и месяца после того, как региональное управление федеральной антимонопольной службы отменило отбор Фонда реформирования ЖКК № 1/17 http://ulnovosti.ru/content/6/33787/, как Нина Сидоранова поспешила объявить три новых отбора на точно такую же общую сумму. Руководство Фонда в спешке пытается растратить деньги жителей, и, вероятнее всего, вновь отдать сотни миллионов своим близким фирмам. А как иначе объяснить документацию по отбору, подписанную г-жой Сидорановой, которая вновь содержит все те же вопиющие нарушения закона о конкуренции, на которые указал УФАС.
Причиной прошлой неудачи стало нарушение Фондом закона о защите конкуренции, выразившееся в укрупнении лота и объединении в нем технологически не связанных между собой работ. Общая сумма по всем трем новым отборам практически такая же, как и в отборе 1/17 (433,7 млн. руб), который недавно был отменен УФАС – дело № 13270/04-2016. При этом разницей стала лишь разбивка сумм лотов 1/17 на три части. Теперь лотов не три, общей суммой на 423 млн. рублей, а девять на эту же сумму. Тем не менее, несмотря на такое дробление, ситуация в целом практически не изменилась. Работы разной технической направленности все так же граничат между собой, что создает значительные трудности потенциальным подрядчикам-компаниям, которые специализируются на какой-то одной группе услуг.
Между тем, напомним, объединение разных видов работ и разных районов в один лот было одним из вопиющих нарушений, на которые региональный УФАС указал в своем решении. Было четко сказано, что группировать и объединять разные виды работ нельзя. Но вместо того, чтобы устранить нарушения, региональный Фонд модернизации ЖКК с завидным упорством продолжает наступать на те же «грабли».
Ulnovosti.ru стало известно, что на новые отборы уже поданы жалобы в УФАС от компании НП СРО «Симбирский дом», и если их признают обоснованными, то антимонопольщики вновь отменят отбор на капремонт. В своей жалобе по отбору №2/17, в который входит три лота на 54,7 млн, 41,9 млн и 49,4 млн. руб., представитель НП СРО «Симбирский дом» Григорий Николаев указывает на следующие допущенные нарушения. Во-первых, работы, указанные в лотах, различны вновь по видам и технологически не связаны между собой. Например, ремонт сети электроснабжения, ХВС, ГВС, водоотведения, теплоснабжения, фасада, крыши. По каждому лоту установлен срок выполнения работ – 31 декабря 2017 года. При этом большинство работ невозможно вести в зимнее время, поэтому срок фактически сокращается. Более того, один подрядчик заведомо не сможет справиться с таким объемом технологически несвязанных работ, что непременно приведет к срыву сроков.
Среди других нарушений, которые содержатся в документации, - это очередной разброс домов по разным адресам в разных районах области, например как в лоте № 2 - Ульяновская область, Майнский район; Ульяновская область, Карсунский район; Ульяновская область, Радищевский район; Ульяновская область, Сенгилеевский район; Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза; Ульяновская область, Барышский район. Разделение по территориальному признаку позволило бы привлечь большее число желающих поучаствовать в торгах потенциальных подрядчиков, но этого-то Фонд модернизации ЖКК как раз и не хочет. Возможно, легче отдать своим девяти подставным ОООшкам и таким образом контролировать денежные потоки.
В документации по отбору вновь отсутствуют проектно-сметная документация, дефектные ведомости, а именно это является обоснованием проведения данного вида работ, его объемов и стоимости. Вместе с тем, в п. 1.3 проекта договора сказано, что окончательная цена определяется сметной документацией, которую подрядчик обязан предоставить заказчику по факту выполнения работ. Это говорит о том, что Фонд не выполнил свою обязанность по финансово-экономическому обоснованию выполнения работ по капитальному ремонту.
Как уже было выше сказано, согласно п. 3.3, к претендентам предъявляются другие требования, выполнение которых тесно связано со стоимостью лотов. Так, фирма, желающая принять участие в отборной процедуре, обязана перечислить на счет заказчика 3% от цены договора, что от 42 млн. составляет 1,2 млн. руб. И вновь региональный Фонд ЖКК требует от участников отбора - подрядных организаций - наличие финансовых ресурсов на счетах в объеме не менее 70% от стоимости работ. Если подрядчик хочет получить отбор на 40 млн., то у него на счетах должно лежать не менее 28 млн. руб. Это условие практически невыполнимо для абсолютного большинства строительных компаний, состоящих в сегменте малого и среднего бизнеса. А между тем именно на них должен распространяться отбор по капремонту.
Представитель НП СРО «Симбирский дом» в своей жалобе прямо указывает на то, что выдвинутые Фондом условия сформированы с целью ограничить количество хозяйствующих субъектов, претендующих на победу в отборе. В компании, от имени которой в УФАС была отправлена жалоба на действия Фонда, считают, что региональный оператор работает в интересах узкого круга организаций, ущемляя при этом права тех участников, у которых нет в кармане хотя бы 3 млн. руб. Законодательство пока что остается на стороне НП СРО «Симбирский дом». А г-же Сидорановой хочется в очередной раз напомнить, что в соответствии со ст. 16 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Кроме этого, действия Фонда противоречат ч. 3 ст. 17 Закона «О защите конкуренции», который запрещает ограничивать конкуренцию между участниками торгов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой. По документации в отборах №3/17 и № 4/17 нарушения аналогичны.
На что рассчитывала г-жа Сидоранова, вновь объявляя отбор на капитальный ремонт, намеченный аж на 2017 год, - непонятно. Либо плохо читала решение УФАС, либо надеется на чье-то высокое покровительство, которое поможет побыстрее, уже сейчас, вывести из Фонда деньги ульяновцев http://ulnovosti.ru/content/6/33722/ . Осваивать же их будут лишь на следующий год, вероятно, с учетом «своей» инфляции. НП СРО «Симбирский дом» вышел к УФАС с просьбой принять меры к Фонду модернизации ЖКК Ульяновской области и приостановить процедуры проведения отборов подрядных организаций.
Виктор Доронин