Чт. Апр 25th, 2024

Варварство культурной столицы или Как Ульяновский художественный музей встречает в разрухе свой 125-летний юбилей

С таким подходом региональной власти культурной столицы к самой культуре боимся предположить, но как бы Ульяновский художественный музей вслед за «проектом №1» областной филармонией не стал губернаторским «проектом №2». Особенно учитывая тот факт, что в наступившем 2020 году Ульяновский областной Художественный музей отмечает свой 125-летний юбилей.

Культурно-историческое наследие культурной столицы продолжает тихо разрушаться под пристальным взлядом и непосредственным контролем губернатора Морозова, влившегося на прошлой неделе в ряды «волонтеров культуры».

Высокопоставленный «лицедей» и единственный российский губернатор – обладатель Национальной театральной премии «Золотая маска» Сергей Морозов все 15 лет своего правления регионом только и делал, что пиарился на культуре. Сама культура и культурно-исторические ценности, меж тем, тихо приходили в упадок. Первым, еще 10 лет назад, «посыпалось» здание Ульяновской областной филармонии. О критической ситуации здания-памятника архитектуры, расположенного в одном из живописнейшей мест Ульяновска – на бульваре Венец, Ulnovosti.ru писали из года в год, ведя хронику разрушений начиная с 2013 года. Ответом на это были громкие заявления власти о том, что ситуация под контролем, а обещания отремонтировать сыпались как из рога изобилия. Из года в год и вплоть до 2018 года губернатор Морозов лично проводил совещания с выездом на место, разводил руками, обещая ремонт – зданию, а музыкантам филармонии – Дом музыки. Под видом ремонта этого самого Дома музыки филармонисты переехали «временно» в такой же разрушающийся и обваливающийся мрамором Ленинский Мемориал, где, собственно говоря, и задержались. За все эти последние 10 лет ради спасения филармонического здания не было сделано ровным счетом ничего. Даже не ликвидирована автомобильная парковка, указание закрыть которую было дано еще в 2015 году наряду с обещанием ремонта:

«Несмотря на непростые финансово-экономические условия, реконструкция нашей областной филармонии — это проект №1. Я прошу очень внимательно к нему относиться», — заявил Сергей Морозов 23 января 2015 года.

После этого заявления на Проект №1 выделили небольшое количество денег, причем половину от обещанных 33 миллионов. Последних  едва хватило на ремонт крыши, которая потекла с первым таянием снега. Внутри самого здания филармонии уже четыре года, как полный разгром, установленные специалистами МЧС «маячки» из года в год показывают оползневые процессы. Денег на укрепление склона нет, как нет и на ремонт. Внутри здания в саркофаге словно в гробу «похоронен» уникальный немецкий орган «Ойле».

Нулевая реакция со стороны региональной власти не только на требование депутатов-коммунистов в ЗСО заложить деньги на ремонт филармонии, но и на недавно проведенный пикет. Между тем, Ульяновская филармония – отнюдь не единственный памятник исторической архитектуры, разрушающийся на глазах ульяновцев. Более полутора лет закрыт на ремонт Ульяновский областной художественный музей на том же бульваре Венец. Желающим посетить картинную галерею вход преграждает баннер.

На втором этаже Дома-памятника Гончарову, построенном по проекту великого архитектора Шодэ, располагается один из старейших художественных музеев Поволжья —  Ульяновский областной художественный музей. То, что мы увидели внутри него — зрелище не для слабонервных, и это при том, что хранители художественных ценностей музея сделали все от них возможное, чтобы хоть как-то их сберечь картины, фарфор и скульптуры от пыли, летящей в залы из помещений, где идет ремонт. Все это сегодня бережно спрятано под целлофан, ткань и картон. Тем не менее, даже пленка не спасает от пыли, оседая в том числе и на старинном дубовом паркете.

Последний начался полтора года назад, когда учредитель музея – а это Министерство культуры Ульяновской области — после многолетних протечек крыши во время таяния снега и дождей вынужден был изыскать финансы на ремонт крыши и отдельных конструкций.  Причем, судя по всему, на этих видах работ, ремонту Дома-памятника Гончарову и остановится, и уже в апреле-мае бесценные картины Брюллова, Айвазовского, Шишкина вернутся назад, на те же обшарпанные стены, над которыми красуются не менее живописные желтые разводы от дождевых потоков. Но это в лучшем случае. В худшем – музей будет закрыт вообще на неопределенное время, повторив печальную судьбу ульяновской филармонии. И это при том, что Областному Художественному нужны капитальные вливания, начиная от замены системы теплоснабжения, которая держится на хомутах. К счастью, пока обошлось без порывов, но кто гарантирует, что эта система отопления сможет пережить ближайшие гидравлические испытания, и что кипяток не затопит художественные ценности?

Стены музея, на которых висят картины великих художников, последний раз видели косметический ремонт 10 лет назад, потолочные своды и лепнина грозит обрушиться посетителям на голову, а окна и рамы в музее прогнили настолько, что к ним вообще нельзя прикасаться. По потолкам двух залов, где сегодня не ведется ремонт – трещины, которые появились явно не без участия оползневых процессов на склоне Венца. Здесь в срочном порядке нужно менять проводку, пока не случилось пожара, устанавливать современную систему сигнализации, делать музейное освещение, обновлять витрины 60-х годов прошлого века, в которых выставлен великолепный майнценовский фарфор.

В марте рабочие уже заканчивают работы. Музей же, по сути, остается в полуразрушенном состоянии. На потолке уже после проведенного ремонта в замененных плафонах видны то ли остатки штукатурки, то ли живность.

Не исключено, что это может говорить об их не герметичности и со временем они могут потечь. Что ждет Художественный музей после марта – не известно никому: либо откроется в том же полуразрушенном состоянии, либо останется закрытым на неопределенный срок, ибо денег в Культурной столице есть на все, что угодно – от неолимпийских игр и фестивалей кочевников до трехдневных форумов садоводов и прочих «шабашей». Вот только на ремонт Художественного музея региональный минкульт во главе с г-жой Сидоровой в бюджет на 2020 год не заложил.

На последнем заседании регионального Совета по культуре музейщикам предложено самим изыскать средства на ремонт. А откуда у неработающего полтора года музея собственные средства – г-жу Сидорову, видимо, не интересует. Существующие филиалы Художественного музея денег едва зарабатывают на то, чтобы свести концы с концами, оплатив свет, связь… С таким подходом региональной власти культурной столицы к самой культуре боимся предположить, но как бы Ульяновский художественный музей не превратился в «проект №2» вслед за губернаторским «проектом №1» — областной филармонией. Особенно учитывая тот факт, что в наступившем 2020 году Ульяновский областной Художественный музей отмечает свой 125-летний юбилей.

Комментарии:

  1. во всей области разруха куда ни плюнь

  2. к культурным ценностям даже в великую отечественную более бережно относились, а тут 21 век, а денег на ремонт нет. стыдобища

  3. Будет поездка в Германию или Швейцарию для консультации по данному вопросу

  4. берите выше: проектный офис создадут, народа наберут, решать будут за круглым столами и на форумах

Обсуждение закрыто.