Пт. Апр 19th, 2024

Без лизинга в два раза дешевле. Ульяновская область вновь приобретает «умные весы» для «умного региона»

Отдельные министры облправительства вместе с бывшим губернатором Морозовым настолько увлеклись лизингом, что вогнали бюджет в двойные траты на много лет вперед. Так, за 20 трамваев регион будет расплачиваться 10 лет, за автобусы, взятые в прошлом году – почти 3 года… О том, насколько лизинг в исполнении ульяновских чиновников вгоняет бюджет в необоснованные траты, — наше очередное расследование.

Менее двух лет назад редакции Ulnovosti.ru удалось остановить масштабную закупку в лизинг «умных весов» на сумму в 650 млн. рублей. Тогда мы обращались к силовикам и в УФАС с просьбой обратить внимание на эту весьма сомнительную закупку и оказались правы: лизинг автоматических систем весогабаритного контроля движения транспортных средств влетал региональному бюджету в двойную цену. Впрочем, не только лизинг, но и скрытые в нем возможности изначально устанавливать завышенные цены при приобретении «умных весов». Сегодня мы можем констатировать: обратив внимание силовиков и УФАС два года назад, нам удалось сэкономить для регионального бюджета 350 млн. рублей.

Напомним, в 2019 году региональный Департамент автомобильных дорог объявил аукцион невиданной щедрости, с начальной максимальной ценой в 642 млн. 441 тыс. 801 рубль.  На эти средства планировалось установить в регионе пятеро «умных весов». Цель установки подобных пунктов весового контроля благая – сохранить по максимуму муниципальные дороги, установив контроль за большегрузами, которые, чтобы минимизировать свои затраты на оплату роттенберговской системы «Платон», стали объезжать федеральные трассы. Однако исполнение выделенных средств в рамках нацпроекта «Безопасные дороги» 642 миллонов имело все признаки коррупции.

Проанализировав аналогичные госзакупки по разным регионам, нам удалось как минимум поставить под сомнение цену аукциона. При ней приобретение одних умных весов влетало ульяновскому бюджету в 129 млн. рублей, в то время, как в ближайшем Татарстане единица АСВГК, причем, рассчитанная на цетырехполосную, а не двухполосную дорогу, как в муниципалитетах Ульяновской области, стоила всего 35 млн. рублей. То есть в пять раз (!!!) дешевле приобретаемых ульяновскими чиновниками в лизинг! В Тыве аналогичная закупка одного приобретенного АСВГК полтора года назад обошлась бюджету и вовсе 19 млн. 800 тыс. рублей. Белгородская область за пять приобретенных комплексов заплатила 190 млн. рублей (по 38 млн. рублей за единицу).  в Чечне стоимость «умных весов», судя по анализу госзакупок, обошлась республиканскому бюджету в 32 млн. рублей, в Карачаево-Черкессии – в 30 млн. рублей… В случае с аукционом, организованным Департаментом автомобильных дорог Ульяновской области, и исходя из цены «умных весов» в Татарстане, ставка финансового лизинга могла оказаться 62,95% годовых. Мавроди отдыхает.

Впрочем, показывать такую ставку с последующим опубличиванием подписанного договора на тех же госзакупках было слишком палевно, потому вангуем: ставку могли бы показать 8-10%, но вот стоимость самих «умных весов» никто бы никогда не узнал. На то и расчет. О том, что наши предположения по лоббированию определенного поставщика «умных весов» и вероятного коррупционного сговора имеют все основания быть, позже подтвердили и ульяновские антимонопольщики. Когда в ходе рассмотрения жалобы одного из участников аукциона выяснилось, что технические характеристики прописаны под одного конкретного производителя данным АСВГК – ООО «Лабораторию цифрового зрения» и комплекс «Архимед».

ООО «Лаборатория цифрового зрения» является резидентом инновационного центра Сколково. Директор — Лев Гуричев. Учредители: cам Гуричев (30%) и ООО УК «Развитие» (70%), учредителем которого с долей в 100% которого является Вячеслав Смирнов (запомните эту фамилию – прим. Ulnovosti.ru).

«Лаборатория цифрового зрения» сотрудничает на коммерческой основе с ульяновским АНО «Цивилизация». Связь двух коммерческих структур попала в поле зрения УФАС, а потом и силовиков в рамках расследования дела по АНО «Цивилизация» при реализации проекта «Безопасный город» в 2018 году. Напомним, собственных камер видеофиксации ПДД в распоряжении АНО «Цивилизация» не было, так что последнее было вынуждено заключать договоры на их аренду с целым рядом с поставщиков подобны услуг. Причем, по цене, превышающей фактические затраты подрядчиков. Так, во внимание силовиков тогда попались фирмы ООО «АСП», ульяновское ООО «Рубеж», ООО «Системы безопасности» и др.). Причем, абсолютное большинство из них оказалось афиллированными фирмами бизнесмену Коротину. К примеру, тот же ООО «Рубеж», которое заключило сразу 7 договоров на аренду камер фиксации ПДД с ООО «ПОСТ» (г. Санкт-Петербург»), ООО «Спецстройбезопасность» (г. Ставрополь), ООО «СофтЛайнДирект» (г. Москва) и то самое сколковское ООО «Лаборатория цифрового зрения».

ЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА

Учитывая удачный опыт сотрудничества коротинских фирм со сколковским ООО «Лаборатория цифрового зрения», не стоит исключать и того, что это лоббирование «умных весов» именно этой фирмы через аукционную документацию, может оказаться «темой» компании бизнесмена Коротина, под контролем которого находится АНО «Цивилизация», а также ульяновских чиновников из регионального Минтранса, рулят которым Тюрин с Вавилиным. Дружественная московская лизинговая фирма – ООО «Партнер Лизинг» — в помощь. Через нее регион уже приобретал технику для «Ульяновского областного водоканала», директора этой лизинговой компании г-на Воронина неоднократно видели в региональном минтрансе в кабинетах у Вавилина с Тюриным. И даже больше: на совместном семейном отдыхе зимой на одной из ульяновских турбаз. А с недавних пор сын Воронина трудоустроился в одном из департаментов регионального министерства транспорта.

Впрочем, на этот раз, видимо, чтобы не палиться, закупку пяти «умных весов» решили произвести минуя лизинговые процедуры, в ином случае опять бы в ценник в 650, а то и 800 миллионов вляпались. Итого, без лизинга бюджету Ульяновской области пять систем АСВГК обойдутся в два раза дешевле – начальная максимальная сумма контракта – 299 млн. рублей. То есть по 60 млн. рублей за единицу, а не в 129 миллионов благодаря лизингу. Ценник – близкий к реальному, но с учетом цен в ближайшем Татарстане и целом ряде других регионов, все-таки, на наш взгляд, может быть вновь завышен.

Техдокументация прописана под закупку все тех же «умных весов», что и два года назад. Места расположения те же:

1. Димитровград-Узюково-Тольятти Мелекесского района

2. Ульяновск-Димитровград-Самара-Старая Майна-Матвеевка-граница Старомайнского района

3. Инза-Оськино-граница области Инзенского района

4. Солдатская Ташла-Кузоватово-Новоспасское-Радищево-Старая Кулатка-граница области Тереньгульского района

5. Солдатская Ташла-Кузоватово-Новоспасское-Радищево-Старая Кулатка-граница области.

И тут начинается самое интересное, что может служить подозрением в очередных фактах лоббизма приобретения «умных весов» конкретного производителя, у конкретной фирмы. Того самого ООО «Лаборатория цифрового зрения». Все оказалось до банальности просто: проектную документацию к аукциону на ремонт автомобильных дорог Ульяновской области с устройствами автоматических пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств стоимостью в 299 млн. рублей, готовило опять же сколковское ООО «Дорожные мониторинговые системы» (ДМС), связанное с «Лабораторией цифрового зрения» можно сказать, родственными узами. Учредителем  «ДМС» с 70% долями является Смирнова Александра Вячеславовна, дочь того самого Вячеслава Игоревича Смирнова – главного акционера «Лаборатории цифрового зрения».

Сама проектная документация вновь четко указывает на единственный возможный программный комплекс «Архимед», которое производит исключительно «Лаборатория цифрового зрения»

Ну, и напоследок мы вновь задались вопросом возможной коррупционной составляющей и завышенной цены аукциона, объявленного ульяновским минтрансом. Сравнили с ближайшим Татарстаном, где местное ГБУ «Безопасный город» «подсел» на производимые в республике АСВГК роттенберговской фирмой «Казань-Телематик». Одна из последних закупок датируется декабрем 2020 года. На сумму в 173 млн. 482 тыс. рублей закупили и установили четверо «умных весов» на трассах: Азеево-Черемшан-Шентала (АПВГК Черемшан), М-7 «Волга»-Мамадыш (АПВГК Мамадыш), М-7 «Волга»-Бизяки (АПВГК Менделеевск), Чистополь-Аксубаево-Нурлат (АПВГК Мамыково)

Заметим, что двое из закупаемых в Татарстане «умных весов» рассчитаны на четырехполосные трассы, что выливается куда в большую цену за один комплекс, чем для  двухполосных ульяновских дорог. Нехитрым математическим приемом деления, получается, что одни «умные весы» бюджету Татарстана обходятся чуть в более 43 млн. рублей. В Ульяновске – 60. Разница за один комплекс – 17 миллионов, за пятеро – 85 млн. рублей. Сумма – приятная, чтобы попилить на компанию. И не удивляйтесь тому, откуда у ульяновских чиновников и их «золотых тещ» квартиры, земельные участки, спа-центры, рестораны…

Победитель аукциона, кстати, на капитальный ремонт автомобильных дорог Ульяновской области (устройство автоматических пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств), скорее всего, будет вновь знакомое ульяновское ООО «Гипростроймост» г-на Кочергина. Второго участника аукциона из Санкт-Петербурга сначала незаконно сняли с него, а когда по требованию УФАС после рассмотрения жалобы вернули в победители, его след простыл. Могли надавить, подкупить…

Вангуем: контраргументом нашему расследованию со стороны г-на Вавилина в отношении ценника на «умные весы» вновь станет формулировка «капитальный ремонт дорог». Как это было два года назад. На что спешим заявить: установка АСВГК само по себе предполагает асфальтирование поверх весов, а площадь асфальта не такая уж и большая: заплатка, площадью 30 на 7 метров. Ничего особенного и сверхдорогого в этих системах нет: весы, вмонтированные в землю и заасфальтированные, плюсом — рамка с множеством датчиков, фиксирующих в автоматическом режиме и передающих номера машин, вес-перевес…

фото: incek Инстаграм.com

Комментарии:

  1. Почему то вспомнились слова одного государственного деятеля, «надо делать бабки». Всё.

Обсуждение закрыто.