Чт. Мар 28th, 2024

«Авиастар» засекретил послание комсомольцев к 100-летию Великого Октября

Вчера, накануне 100-летнего юбилея революции в стапельно-сборочном цехе ульяновского авиастроительного завода должны были торжественно вскрыть капсулу с посланием комсомольцев-передовиков «Авиастара». Она была заложена в 1982 году комсомольцами, строившими первый легендарный Ан-124 «Руслан». Региональное отделение КПРФ всю прошлую неделю обивало пороги авиапредприятия письмами с просьбой допустить их на знаковое мероприятие, но то ли само руководство «Авиастара» сегодняшними достижениями градообразующего предприятия области напугалось, то ли кто-то сверху посоветовал провести вскрытие капсулы как можно тише и без «красной» партийной тематики…

В итоге вскрыли капсулу с посланием к авиастаровцам втихаря 2 ноября с участием работников стапельно-сборочного цеха, которым о начале мероприятия сообщили за 15 минут до его начала. Провели, судя по фотографиям, какой-то непонятный флэш-моб с мобильными телефонами.

Фото:

Фото:

В этот день, кстати, на «Авиастаре» проходило заседание Комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций ОПК с участием вице-президента ПАО «ОАК» по транспортной авиации Алексея Рогозина и индустриального директора Госкорпорации «Ростех» Анатолия Сердюкова. Оба, мягко говоря, люди совершенно далекие от авиации, да и навряд ли надолго задержатся на своих должностях, но планы озвучивали на 10 лет вперед.

О чем писали комсомольцы, и каким они хотели видеть свою страну и «Авиастар», строившие первые самолеты «Руслан» и Ту-204? Все это может оказаться тайной за семью печатями. По крайней мере, на просьбу журналиста Ulnovosti.ru выслать текст письма нам ответили отказом и одной фразой: «Принято решение текст не предавать огласке. Его нельзя публиковать, не корректно. Он очень длинный».

В пресс-релизе самого «Авиастара» текст послания сократили до минимума, ограничившись одним абзацем, в котором много скобок: «Дорогие товарищи! Мы, представители многих национальностей, приехали из многих городов и сел нашей необъятной Родины, чтобы принять участие в изготовлении новейших образцов авиационной техники. <…> Мы встречаем 65-ю годовщину Великого Октября с хорошими трудовыми успехами. План десяти месяцев 1982 года выполнен досрочно: по валовой продукции — 110%, по товарной продукции – 116%». <…> Нам трудно предполагать, над чем вы будете трудиться, но нельзя исключать вероятность того, что вы будете создавать летательные аппараты нового поколения, которые будут исследовать мир вокруг нашей планеты. <...> Приятно сознавать, что и наша скромная частица труда, и заложенные нами трудовые традиции помогли вам добиться успехов».

Впрочем, удивляться такому решению руководства «Авиастара» не стоит. Все достижения предприятия закончились в 90-е, когда, собственно говоря, рухнул Советский Союз. К концу 1980-х на УАПК работало 36 тыс. человек, по программе серийного выпуска «Русланов» должны были быть построены 60 самолетов. Была объявлена программа конверсии, согласно которой УАПК должен был освоить серийное производство среднемагистрального пассажирского самолета Ту-204. Но развернуть его в краткие сроки было невозможно, и коллектив завода практически остался без работы.

С тех пор авиагигант влачит свое существование и каждый год живет обещаниями со стороны федерального центра о крупных заказах. На протяжении последних 25 лет как минимум раз в год авиастаровцам с высоких трибун было обещано возрождение строительства «Русланов», потом точно такие же громкие заявления звучали в отношении крупного заказа на Ту-204 СМ. В итоге, за последние пять лет построено шесть самолетов Ил-76! Стоит признать: достижения скромные, если не сказать позорные. Мощный «Авиастар», на который когда-то возлагались огромные планы, в постсоветской России в основном занимается монтированием интерьеров на пассажирские самолеты Sukhoi Superjet 100, обслуживает пассажирские и грузовые самолеты семейства Ту-204/214, проводит сервисное обслуживание выпущенных в советское время тяжелых транспортных самолетов Ан-124 «Руслан». На прошлой неделе на «Авиастаре» озвучили новые планы: через 9-10 лет построить новый Ил-276 и это при том, что объем инвестиций в подготовку производства транспортного самолета Ил-276 на 2021-2022 годы сокращен в 10 раз!

Стоит предположить, что не о таком будущем для своего предприятия мечтали первые ульяновские авиастроители, строившие и создававшие славу предприятия. Впрочем, депутат Государственной думы РФ Алексей Куринный пообещал, что направит запрос на имя директора «Авиастара» г-на Юрасова с просьбой предоставить документ послания.

Впрочем, традицию капсулы времени потомком на «Авиастаре» решили продолжить и заложили в капсулу новое письмо, обращенное к поколению авиастроителей 2030 года. 18 ноября 2030 года подразделение отметит свое 50-летие.

СПРАВКА ULNOVOSTI.RU

В преддверие 100-летнего юбилея революции по всей России вскрыли капсулы времени с посланиями. В 60-е годы возникла даже целая производственная линия по изготовлению типовых капсул времени. Не было практически ни одной городской школы, ни одного крупного предприятия, в фундаменте которых не была бы замурована такая капсула. Пожалуй, самый яркий пример недавнего времени — новороссийская капсула. Весной 1968 года на дно Чёрного моря к подножию Суджукского маяка комсомольцы города опустили капсулу-контейнер (10 тонн!) с посланиями к потомкам ХХI века. Организаторы завещали поднять капсулу в год столетия Октябрьской революции. Их волю исполнили. 13 сентября этого года бетонную плиту с посланиями из прошлого достали с помощью морского крана. Почти 300 экспонатов, среди которых 894 письма от молодёжи 60-х годов, разместили на выставке в Новороссийском историческом музее-заповеднике.

Ирина Казакова