Ср. Мар 3rd, 2021

Как обезопасить себя и не попасться на удочку мошенников

1. Кража данных карты при расчете

Это может произойти и в магазине, и в ресторане. Принимая для расчета банковскую карту от клиента, продавец или официант может сфотографировать, переписать или запомнить данные карты, чтобы потом рассчитаться с ее помощью в Интернете.

Совет: передавая карту для расчета другим лицам, не упускайте ее из вида. Обращайте внимание на подозрительное поведение тех, кому вы передаете карту для расчета. Вводите ПИН-код так, чтобы он не был виден посторонним, по возможности не записывайте ПИН-код нигде и ни в коем случае не храните его в кошельке или вместе с картой.

2. Двойная транзакция

При оплате картой c помощью POS-терминала сотрудник может утверждать, что оплата не прошла, и попросит повторно ввести пин-код. В этом случае вы рискуете заплатить за один и тот же товар или услугу дважды.

Совет: эксперты Отделения Ульяновск Волго-Вятского ГУ Банка России рекомендуют подключить функцию СМС-информирования о совершении платежа. Даже если СМС-сообщение о платеже не пришло сразу, оно придет через 1–2 минуты. Впрочем, двойная транзакция может оказаться не мошенничеством, а действительно сбоем в работе. Чтобы убедиться в том, что произошла ошибка, попросите у сотрудника распечатанное на POS-терминале уведомление о сбое. В случае, если платеж прошел успешно, POS-терминал также печатает соответствующее уведомление, которое продавец должен отдать плательщику.

3. Скимминг

При этом виде мошенничества преступники устанавливают на банкоматы специальное оборудование (скиммер), которое считывает информацию с магнитной ленты вашей карты, когда вы снимаете деньги. После этого мошенники могут изготовить копию карты. Но чтобы воспользоваться ею, нужен ПИН-код, который они могут узнать с помощью установленной рядом с банкоматом мини-камеры или при помощи накладок на клавиатуру.

Совет: снимайте деньги в проверенных банкоматах, стоящих на охраняемой территории без доступа посторонних лиц. Следите, чтобы на банкоматах не было подозрительных посторонних устройств. Если вы до сих пор пользуетесь картой с магнитной полосой, замените ее на карту с чипом – это можно сделать бесплатно в вашем банке.

4. Сайты-двойники

Злоумышленники могут создать сайты-двойники (фишинговые сайты). Они предлагают продукты и услуги от лица различных организаций. Для этого используется похожее название сайта организации и элементы фирменного оформления. Вводя свои персональные данные или данные банковской карты на таком фишинговом сайте, вы передаете их мошенникам, которые могут использовать их для хищения денег.

Совет: внимательно изучите название и содержание сайта, на который вы зашли, чтобы убедиться, что это не сайт-двойник. Нельзя вводить свои персональные данные на сайтах, которые вызывают подозрения.

5. Письма с вирусами и со ссылками на вредоносное программное обеспечение

Зловредный вирус может быть замаскирован в любом файле: текстовом или картинке. На ваш электронный почтовый ящик или на страницу в соцсетях с незнакомого адреса может прийти письмо с вложенным файлом или ссылкой. Открывая такое письмо, вы рискуете скачать на свой компьютер или телефон вирус, который откроет злоумышленникам доступ к вашим персональным данным, он-лайн банку и т.п. Сомнительные мобильные приложения также представляют опасность.

Совет: во избежание обмана, скачивайте только лицензированные продукты и приложения с официальных сайтов, не открывайте письма и ссылки, поступившие с подозрительных адресов. Установите антивирус на свой компьютер и мобильный телефон.

6. Мошенничество с компенсационными выплатами пенсионерам

В январе 2017 года все пенсионеры получат компенсационную выплату в размере 5000 рублей. Мошенники могут звонить пожилым и просить назвать реквизиты карты и другие персональные данные якобы для перевода этих денег.

Совет: Не сообщать реквизиты. Специалисты Пенсионного фонда не звонят по телефону. Выплата 5000 рублей будет производиться одновременно с январской пенсией.

7. Мошенничество с использованием имени Банка России

Вам могут звонить мошенники, которые представляются сотрудниками Банка России, Прокуратуры, суда, Министерства здравоохранения и других учреждений, и сообщают о положенной вам компенсации (за купленные медицинские товары, услуги психологов и т.д.). Для того, чтобы получить компенсацию, злоумышленники предлагают что-то оплатить – подоходный налог, налог на прибыль, банковский сбор, обязательную страховку, госпошлину, комиссию за перевод денег и т.п. Кроме того, они требуют предоставить паспортные данные и банковские реквизиты. Очевидно, что никаких выплат после этого не происходит, а напротив, с вашего счета исчезают все деньги.

Ульяновцы могут получать СМС-сообщение от имени Банка России: «Ваша банковская карта заблокирована. Информация по телефону: 00000000000. ЦБ РФ». Сообщение может поступить с короткого номера 900 или номера с кодом 8800. Позвонив по этому номеру, вы попадаете в фальшивую службу безопасности ЦБ. Мошенники могут попросить подойти к банкомату и провести определенные операции либо просто сообщить данные карты. Выполнив указания злоумышленников, вы наверняка лишитесь денег.

Совет: не реагируйте на сообщения «государственных структур», если вас просят совершить какие-либо платежи.

В Отделении Ульяновск Волго-Вятского ГУ Банка России поясняют: если с банковской карты без согласия ее держателя списаны деньги, следует:

1) незамедлительно позвонить в банк, выпустивший карту, сообщить о мошеннической операции и заблокировать карту; номер телефона указан на обороте карты, на официальном сайте банка и в договоре о выпуске и обслуживании карты.

2) обратиться в отделение банка, запросить выписку по счету и написать заявление о несогласии с операцией, экземпляр заявления с отметкой банка о приеме оставить у себя.

3) обратиться в правоохранительные органы с заявлением о хищении.

В соответствии с законом, заявление рассматривается банком не более 30 дней со дня его получения, при осуществлении международных операций – не более 60 дней. Банк информирует держателя карты о результатах рассмотрения заявления способом, определенным договором о выпуске и обслуживании карты. По требованию держателя карты банк обязан предоставить письменный ответ.

По информации Отделения Ульяновск

Волго-Вятского ГУ Банка России

фото irisha.info