Чт. Мар 28th, 2024

Людмила Дуванова: Дети из бронепоезда

Десятилетия спустя, власть продвинулась: сейчас во главе «национального производства» уже не гвозди, которые надобно было каким-то образом все-таки забивать, а современные шурупы, вполне поддающиеся даже примитивной российской отвертке.

Сказать, что мне жалко сегодняшних детей — «делать жизнь с кого бы?», не могу. Более того, мне ничуть не симпатичны и их родители, признающие своих отпрысков лишь по результатам пресловутого «единого»…

То, что сейчас называется школьной программой, по сути, не что иное, как вольное переложение глав учебника по служебному собаководству, который в СССР имел на своем столе каждый любитель дрессуры. Четвероногих тоже ведь не надо было учить мыслить – лишь выполнять команды хозяина. Ленивые хвостатые так и оставались дома на коврике, а успешные вполне могли продолжить «карьеру» либо в милицейском участке, либо в лагерной зоне.

Сегодняшний партийно-православный педагогический подход к детям уже дает гнилые плоды, причем мало кто занят вопросом, к чему эта дрессировка приведет дальше. Как объяснить в XXI веке вождение хоровода из церковников вокруг ульяновского университета? Зачем будущим магистрам и бакалаврам подставлять лбы под «святую» воду, зачем слушать косноязычные наставления попа из Барыша – что это дает учебному процессу? Много ли талантливых журналистов (просто этот пример мне ближе),- не спецов по связям с общественностью, не пиарщиков, не пропагандистов, — вышло из стен УлГУ? На слуху – ни одного имени. А ведь зачем-то учились, проходили практику…

Что есть вообще диплом о высшем образовании в современной России, где министры, депутаты, чиновники – сплошь доктора и кандидаты разных наук, без зазрения совести представляющие городу и миру списанные чужие диссертации. Кто-то подсчитал грандиозность экономического, или морального, или научного вклада от защищенных диссертаций ульяновских чиновников? Кто-то измерял индекс цитирования наших местных докторов и кандидатов, расширивших, по мнению их жен и мужей, привычные рамки науки? Все это – та же бесконечная серия купи-продай или купись-продайся. Только в сейчашней России стало возможным присвоение на голубом глазу Кадырову-сыну, ни дня не служившему в армии, звания генерал-майора. Есть протесты истинных, не паркетных, генералов? Протестов нет.

Потому-то государство безнаказанно и делает вхождение детей во взрослую жизнь идентичным прохождению заключенных через сторожевой пост. Почему примитивное, в общем-то, действо – экзамен, предполагает паспортный контроль, металлоискатели, видеокамеры, охрану? Мы заигрались, господа, в страну грез Сталина; впрочем, даже он не додумался до такого тотального унижения незрелой психики школьника во время, подчеркну, примитивного экзамена.

Думаю, паспортный контроль, а также металлоискатели и последующие размышления-действия под недреманным оком камер слежения, нашим чиновникам следовало бы все-таки вначале испытать на себе: каково это – враз лишиться (хоть и на время) презумпции невиновности? Идете писать тотальный диктант – будьте добры, господин губернатор, ваш паспорт – а то вдруг кто похожий проникнет, поумнее, сдайте, будьте любезны, все гаджеты, а потом мы еще не раз вглядимся в записи камер – не помогал ли вам кто, не списывали ли вы, как часто отпрашивались в туалет… А как иначе? Даже «троечка» должна быть подтверждена контрольными органами, что уж говорить про «отлично»…

Ужас в том, что тюремная система, применяющаяся к детям, не вызывает никаких протестов ни со стороны педагогов, ни со стороны вменяемых представителей власти, ни со стороны родителей. Наоборот, детям вдалбливается, что таков современный мир, перетерпел это, перетерпишь и вуз, а потом непременно станешь олигархом или наложницей олигарха, вот жизнь и перетерпится планово-шоколадно…

Так и сидят детишки России в бронепоезде на запасном пути, ждут плановой шоколадности, в то время как их сверстники с проклятого Запада набивают шишек и набираются ума. И орбиты Запада и Востока вряд ли уже пересекутся в ближайшие годы – дружба детей и шурупов возможна только в мультиках…

Людмила Дуванова