Пт. Апр 19th, 2024

Принято решение уничтожить Бутырскую гору. В Сенгилее прошел сход жителей по вопросу создания нацпарка «Сенгилеевские горы»

Бутырская гора, которая является частью экосистемы всего Сенгилеевского района, местной достопримечательностью, источником родников, местом отдыха местных жителей и туристов, практически уже отдана на растерзание крупному бизнесу.

Руководство Сенгилеевского цементного завода уже сейчас знает, где и как будет располагаться карьер, по какой дороге пойдет транспорт. Бутырская гора приговорена к смерти с отсрочкой в полгода, приговор обжалованию не подлежит.

Ulnovosti.ru уже писали, как город Сенгилей буквально месяц назад посещали высокопоставленные федеральные чиновники http://ulnovosti.ru/content/6/30889/ , среди которых присутствовали полпред президента по ПФО Михаил Бабич и министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. На торжественное мероприятие по открытию цементного завода не допустили простых жителей, которые хотели предостеречь высокую делегацию о возможном масштабе недовольства местного населения в случае посягательства завода на один из немногих источников цементного сырья – Бутырскую гору.

Стоит заметить, что запас сырья, которое имеется у цементного завода сейчас, позволит ему проработать еще около шести месяцев. Затем махина, в которую угрохали миллиарды рублей, снова захочет активно «жрать», и тогда между руководством завода, играющими на его стороне чиновниками из губернаторской команды и сенгилеевцами произойдет сильный конфликт, который непременно выльется на федеральный уровень.

Вина здесь совершенно не собственников цемзавода, и даже не Мантурова и Бабича, которых пригласили в Ульяновск в качестве гостей, дабы похвалиться на самом деле «туманными» заслугами, а непосредственно губернатора Ульяновской области Сергея Морозова, который накануне собственных же выборов запутался в своих инвесторах, как «Никита в репьях». Сергей Морозов давно перестал слушать и слышать жителей региона, иной раз кажется, что он принципиально выбирает сторону, чтобы в дальнейшем получить противостояния с ульяновцами. Также поступают и в этот раз.

На сходы, которые сейчас активно проводятся в Новоульяновске, Чердаклинском и Сенгилеевском районах по поводу создания национального парка «Сенгилеевские горы», Морозов присылает чиновников. В Сенгилеевском районе их позиция почему-то совпадала с позицией руководства ООО «Сенгилеевский цементный завод».

Сход по теме создания сенгилеевского нацпарка на самом деле носят формальный характер. Под видом бурной деятельности по объединению и сохранению нескольких природных объектов в единый национальный парк чиновники областного правительства, по сути, узаконивают разрушение Бутырской горы, не включив ее в этот нацпарк.

Первый этап схода проходил в минувшую пятницу. Начал выступление перед жителями глава администрации МО «Сенгилеевский район» Олег Манаковский.

«Созданием парка занимаются уже более 20 лет, и на сегодняшний день мы практически вышли на финишную прямую. 30 августа необходимо провести предварительные общественные слушания и 13 сентября заключительные общественные слушания. Напомню, парк будет создаваться на территориях Сенгилеевского района, города Новоульяновска и Чердаклинского района», — заявил Манаковский.

Подробнее о проекте создания нацпарка «Сенгилеевские горы» вызвался рассказать главный эколог Ульяновской области Дмитрий Федоров. В задачи Федорова явно входило отвлечь жителей района от Бутырской горы, прорекламировать деятельность губернатора, создав впечатление, что район на особом контроле, и глава региона им занимается, в том числе по направлению организации национального парка. Говорил Федоров долго, рассказав всю историю нацпарка аж 25-летней давности:

«История создания национального парка «Сенгилеевские горы» с огромной «бородой», – неряшливо начал Дмитрий Федоров — У истоков создания самого вопроса по организации национального парка стояли такие великие ульяновские ученые, как Благовещенский Виктор Васильевич, доктор биологических наук, ныне покойный. Именно он вокруг себя сплотил костяк ученых, которые работали на территории сенгилеевских гор, фиксировали животный и растительный мир, описывали экологические системы и уникальные природные комплексы. Впоследствии все их работы легли в основу поставления главы администрации Ульяновской области об организации целого ряда особо охраняемых природных территорий, таких как Шиловская лесостепь, памятники природы гора «Гранное Ухо», памятники природы Истоки реки Сенгилейки и еще целого ряда особо охраняемых природных территорий.

Для того, чтобы заранее всю необходимую землю, которая имеет заповедные корни, скажем так, застолбить, в 2008 году губернатором Сергеем Ивановичем Морозовым было принято решение об организации государственного комплексного ландшафтного заказника «Сенгилеевские горы». С 2008 года 38,5 тыс. га заповедных земель имели соответствующую категорию, статус и охраняются на территории Сенгилеевского района. Основная задача – на основе всех материалов экологических исследований ульяновских ученых была подготовить эколого-экономическое обоснование, которое соответствует действующему законодательству, пройти соответствующие процедуры общественных слушаний, последующую государственную экологическую экспертизу, и последним этапом будет являться выход постановления Правительства Российской Федерации об организации национального парка «Сенгилеевские горы»…

Создание нацпарка «Сенгилеевские горы» осуществляется в рамках концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, которые утверждены соответствующим распоряжением Правительства Российской Федерации».

#video=2U06WykJ11c#

«На территории Чердаклинского района находится так называемый белоярский лес. Отказ согласовать включение данных объектов в границы национального парка также подтверждался письмами федерального агентства по недропользованию от февраля 2014 года, департаментом Роснедр по ПФО от 24 апреля 2014 года, обсуждение дальнейших вопросов по включению этих территорий в состав национального парка в целом заняло более полутора лет. Именно этот момент был ключевым. Вырезание этих объектов делало создание национального парка практически нецелесообразным, т.к. при этом мы могли вырезать фактически белоярский лес, а мы считаем, что национальный парк возможен на двух берегах Куйбышевского водохранилища, включая банные острова, Гранное Ухо, которое является настоящей изюминкой и визитной карточкой Сенгилеевских гор, гора Лысуха – гора, которая находится практически сразу за Гранным Ухом, так называемый большой увал, гора Шиловская шишка, которая является тоже одной из визитных карточек. В том числе Тушнинские холмы, Тушнинские горы.

То есть вы прекрасно понимаете, что если федеральное агентство по недропользованию все эти объекты потенциально рассматривало бы для последующего использования и разработки, то ни о каких

Сенгилеевских горах речь бы не шла, так как рельефа бы этого впоследствии не существовало. При этом в новейшей истории России, начиная с 1991 года, прецедентов снятия с балансов месторождений в целях создания заповедников национальных парков, а за этот период создано более 70 таких не территорий, не было ни одного. На примере Сенгилеевских гор создан новейший природоохранный прецедент. С баланса недр были сняты такие месторождения, как Гранное Ухо, Лысуха, тушнинские запасы полезных ископаемых, Лапшанская нефтяная гильза, а это огромная территория практически в центре национального парка, в центре лесного массива – 3,5 тыс. га, так называемая нефтяная провинция, которая была разведана еще в советский период, но где подтверждены запасы всего лишь 100 тыс. тонн нефти.

Арифметика простая. Сегодня Ульяновск добывает в год 700 тыс. тонн нефти, общие запасы, которые находятся в недрах сенгилеевских гор, оцениваются всего лишь в 100 тыс. тонн, но если разрабатывать эту нефть, то лес будет вырублен, построены скважины с соответствующими инженерными сооружениями – качалки, новые дороги. Но федеральное министерство услышало позицию Ульяновской области, и это месторождение также было снято с запасов в пользу создания национального парка.

Начиная с декабря 2013 года проводилась работа по снятию статуса с данных объектов. По итогам совещания в минпророды области 23 декабря 2013 года исключены территории, относящиеся к месторождению цементного сырья — Бутырская гора и Сенгилеевская, кроме участков «Лысуха» и «Гранное Ухо». Протоколами заседания научно-технического совета при минприроды Ульяновской области было решено снять с баланса Караненское месторождение, месторождение песков Банный остров. Подготовлены структуры глубокого бурения Лапшанское — это нефтепоисковые участки. АО «Татнефть» на этом совещании согласилось на включение части лицензионного участка углеводородного сырья в состав национального парка и корректировку границ данного лицензионного участка.

В связи с широким общественным резонансом должен сказать, что вопрос с включением в состав национального парка лесного участка между месторождением цементного сырья «Бутырская гора» и участком мела «Алешскинский» также рассматривался. Месторождение «Бутырская гора» в данных границах стоит на балансе с 1949 года, запас данного месторождения составляет 84 тыс. тонн. В ответ на запросы Федеральное агентство по недропользованию и его территориальные органы неоднократно высказывали категорическое несогласие по снятию с баланса данного месторождения. С учетом озвученного раньше, снятия с баланса шести месторождений ради создания нацпарка, представляется, что федеральное агентство по недропользованию достигло пределов возможных компромиссов между развитием территории и соответственно развитием объектов недропользования и созданием заповедной территории. Поэтому с учетом сложившейся ситуации и требованиям, предъявляемым к государственной экологической экспертизе и аппарату Правительства РФ, в настоящее время включать этот участок в национальный парк не представляется возможным, т.к. все материалы на сегодняшний день уже сформированы. Наличие в составе штата национального парка отдела охраны и научного отдела позволят контролировать процесс последующего освоения данного месторождения», — заключил свою долгую речь Федоров.

Причины, по которым Бутырская гора попала в такую немилость чиновников, можно сказать, какие-то расплывчатые, – стоит на балансе с 1949 года, материалы уже сформированы и т.д. Почему Федоров так торопится и почему уже сформированным материалам нельзя сказать стоп? На фоне остальных объектов, которые, по рассказам главного эколога, пришлось чуть ли не выбивать силой, Бутырская гора превращается в настоящего «отшельника», белую ворону, которую чем-то обделили.

#video=VC0tOqRjmYc#

Вслед за Федоровым на сцену вышел генеральный директор ООО «Сенгилеевский цементный завод» Марк Трунов: «Цементное производство является безотходным производством. Я вам покажу, по какой дороге единственной будет производиться вывоз сырья, добытого в месторождении «Бутырская гора».

Взяв указку, Трунов начал водить ею по изображению на кинопроекторе, где была изображена карта. В этот момент люди в зале стали возмущаться, что, в принципе, не удивительно. Речь шла о той самой дороге, что идет от Сенгилея до поселка Цемзавод.

— Это существующая дорога областного значения. Обычные шоссейные грузовики, «камазы», как я сказал, на метане, российские, с экологическими нормами будут ездить по этой дороге, по которой ездите вы все на работу с работы. Никакой другой дороги просто не существует для подвоза сырья.

Один из жителей Сенгилея задал вопрос:

— Я коренной житель города Сенгилей, меня зовут Юрий Иванович, всю свою сознательную жизнь живу на бутырской стороне, и кому, как не мне, лучше знать, что такое бутырские горы, где прошли мои детство, юность и тому подобное. Из-под горы идет вода, и чтобы убедиться в этом, не надо никакие геологоразведки делать. Мы сейчас можем дойти пешком и посмотреть. У подножья гор находится чистое болото. Кто будет отводить грунтовые воды при разработке этого карьера? Это один вопрос. Второе. Хочу сказать вам, как предисловие, в советское время также «пальцем» ткнули в это место – стройте организацию «Электроэнергосервис». Построили. Углубились всего на 2,5 метра в грунт, делали площадку для фундамента для домов и производственных зданий. В результате нарушили почвенный слой, и пошла грунтовая вода. Проверьте по улице Полевой, Волжской, Южной, Октябрьской, никуда не надо ходить, вот вам результат. Вы даже сами не представляете, что вас ждет при разработке этого карьера. Техника начнет тонуть – вы оттуда уедете, а кто все остальное будет расхлебывать? Кто будет делать мелиорацию? Кто будет отводить грунтовые воды?

Зал дружно зааплодировал.

— Коллеги, я отвечу на ваш вопрос, спасибо за грамотно сформулированный вопрос, — попытался сгладить ситуацию директор цемзавода. — Во-первых, по поводу рек, которые идут из этой горы. Да, есть родники и источники, которые выходят на поверхность. На официальной карте картографии есть только градообразующая река Сенгилейка, других рек на этой карте мы не видим, то есть рек там нет. Если вы говорите о подземных водах, то в первую очередь при разработке проекта делаются инженерно-геологические и гидрологические изыскания, когда на карту вносится реальное подземное состояние карьера месторождения. В связи с этим принимаются определенные технические решения. Так вот часть проекта разработки месторождения — составляется организация водоотведения, поскольку, вы понимаете, без водоотведения физически работать техника не может. Без грамотного водоотведения, которое говорит о том, что вода должна организованно собираться, очищаться, отводиться, естественно, не в те места, которые охвачены деятельностью сельскохозяйственной, в огороды или в там, где вы живете. Вплоть до того, что ставятся насосы и вода откачивается на расстояния, которые не находятся в конфликте по мероприятиям по охране окружающей среды. Все определит проект.

#video=srz1liDuD_Y#

«Я разговаривала с главным экологом Дмитрием Федоровым, — взяла слово жительница города Сенгилей Галина Малышева. – Спросила его, вы вот сами как ко всему происходящему относитесь? Вы народ хотите защитить или олигарха? Он начал парировать, что выступает за национальный парк, но при этом ни разу не проронил слов, что он за народ. Вы, говорит, пенсионерка, получаете пенсию, которая, по словам чиновника, чуть ли не с этого цементного завода финансируется. В ходе проведения слушаний Манаковский все время ссылался на регламент, буквально затыкал рот, когда выступали противники разработки Бутырской горы».

На вопрос о численности людей, которые готовы выйти на улицу и выступить против разработки Бутырской горы и спевшегося с цементным олигархом губернатора Морозова, Малышева ответила, что на сегодняшний день только у нее имеется порядка четырехсот подписей, но собирает она их явно не одна. Абсолютное большинство присутствовавших на сходе местных жителей за то, чтобы не допустить никаких разработок Бутырской горы. Как ни странно, но, видимо, поняв, что сенгилеевцев попросту бросили наедине со своей бедой, председатель местного совета депутатов от партии власти Александр Кудряшов на предварительных публичных слушаниях заявил: «Я – как скажет народ». Может быть, побоялся растерять электорат, увидев, что в людях проснулась какая-то осознанность. В случае если Бутырскую гору начнут разрабатывать, то как минимум с комфортом и чудными ландшафтами сенгилеевцам придется попрощаться навсегда.

Алексей Шувалов